Ответы на актуальные вопросы применения антикоррупционного законодательства
1. Государственные должностные и приравненные к ним лица
Содержание вопроса | Источник публикации ответа на вопрос |
После акционирования республиканского унитарного предприятия в уставном фонде вновь созданного открытого акционерного общества доля государственной собственности составила 100 процентов, а дочерние унитарные предприятия республиканского унитарного предприятия реорганизованы в частные унитарные предприятия открытого акционерного общества. Являются ли в таком случае должностные лица частных унитарных предприятий, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности, государственными должностными лицами? |
Справочная правовая система «КонсультантПлюс», 11 мая 2012 г. |
Занимаю должность начальника отдела в государственном жилищно-коммунальном предприятии г.Гродно. В свободное от основной работы время работаю по совместительству бухгалтером жилищно-строительного кооператива. В настоящий момент после внесения изменений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» мне говорят, что работать по совместительству я не могу. На основной работе у меня нормированный рабочий день. Жилищный фонд, находящийся на балансе предприятия принадлежит горисполкому. Между предприятием и горисполкомом заключен договор на его обслуживание, мы получаем дотацию на покрытие убытков по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению. Если принимать разъяснения, которые нам даются, то под перечень лиц, приравненных к государственным служащим, подпадают даже мастера участков, т.к. они осуществляют контроль за рабочими по комплексной уборке. Объясните, пожалуйста, кто в государственном жилищно-коммунальном предприятии подпадает под данный перечень и какими льготами в таком случае мы будем пользоваться в будущем? |
Журнал «Отдел кадров», 2012 год, № 9 |
Какие лица относятся к государственным должностным лицам, лицам, приравненным к государственным должностным лицам, и иностранным должностным лицам? |
Официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Раздел «Вопрос-ответ» подраздел «Разъяснения по вопросам применения антикоррупционного законодательства» |
Содержание вопроса | Источник публикации ответа на вопрос |
Главный бухгалтер открытого акционерного общества, в уставном фонде которого доля государственной собственности составляет более 50 процентов, 16.04.2012 подписал обязательство государственного должностного лица по соблюдению ограничений, установленных ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 N 165-З «О борьбе с коррупцией», но при этом сделал на обязательстве собственноручную запись «действует по 7 мая 2012 г. включительно». Одновременно он подал заявление с просьбой досрочно прекратить заключенный с ним контракт с 07.05.2012 либо по соглашению сторон, либо на основании п. 5 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь в связи с неподписанием обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений. Однако в прекращении контракта ему было отказано. С 08.05.2012 работник не вышел на работу, полагая, что наниматель должен был прекратить с ним контракт 07.05.2012. Обязан ли был наниматель прекратить 07.05.2012 контракт с указанным работником? Если да, то по какому основанию? Может ли работник быть привлечен к дисциплинарной ответственности, в том числе уволен, за невыход на работу с 08.05.2012 без уважительных причин? |
Справочная правовая система «КонсультантПлюс», 4 июня 2012 г. |
Я работаю на государственном унитарном предприятии начальником сектора бухгалтерии. Наниматель требует подписать обязательство, в котором содержатся ограничения по выполнению работы в других организациях. Будет ли отказ от подписания данного обязательства являться основанием для прекращения со мной контракта? |
Журнал «Отдел кадров», 2012 год, № 8 |
Работаю в негосударственной организации, в уставном фонде которой доля государственной собственности составляет более Необходимость в подписании такого обязательства, со слов инспектора по кадрам, обусловлена тем, что согласно Закону о борьбе с коррупцией вышеперечисленные должностные лица являются государственными служащими, поскольку распоряжаются товарно-материальными ценностями, выданными им под отчет (мастера и прорабы), а также имеют подчиненных им работников (начальники отделов и служб). Кроме того, было разъяснено, что в случае отказа работников от подписания обязательства с ними будут прекращены трудовые отношения. Просим дать разъяснения по следующим вопросам: - являются ли мастера, прорабы, начальники отделов и служб государственными служащими; - правомерны ли действия нанимателя в части понуждения указанных работников к подписанию обязательства, касающегося ограничений, устанавливаемых для государственного должностного лица ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией; - является ли подписание такого обязательства изменением существенных условий труда, о которых наниматель обязан уведомить работника с соблюдением требований ч. 3 ст. 32 Трудового кодекса Республики Беларусь; - правомочен ли наниматель на расторжение с работником трудового договора в случае его отказа от подписания указанного обязательства, если да, то какими нормами действующего законодательства он вправе при этом руководствоваться; - каким образом исключить противоречие, содержащееся в - п. 5 ст. 47 ТК устанавливает, что трудовой договор с некоторыми категориями работников может быть прекращен в случае неподписания либо нарушения работником, уполномоченным на выполнение государственных функций, письменных обязательств по выполнению предусмотренных законодательством мер по пред-упреждению коррупции. Вместе с тем в Законе о борьбе с коррупцией не содержится понятия «работник, уполномоченный на выполнение государственных функций», в ст. 1 и 17 указанного Закона речь идет о государственных должностных лицах. Может ли наниматель в случае отказа работника от подписания обязательства расторгнуть с ним трудовой договор по п. 5 ст. 47 ТК? Если да, то каким нормативным правовым актом установлено, что работник, уполномоченный на выполнение государственных функций, является государственным должностным лицом? |
Журнал «Отдел кадров», 2013 год, № 4 |
В абзаце пятом статьи 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» дано определение лиц, приравненных к государственным должностным лицам. При этом статья 17 названного Закона устанавливает ограничения для таких лиц. На основании изложенного следует ли лицам, приравненным к государственным должностным лицам, подписывать письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных для них Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»? |
Справочная правовая система |
Какие лица должны подписать обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»? |
Официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Раздел «Вопрос-ответ» подраздел «Разъяснения по вопросам применения антикоррупционного законодательства» |
Я занимаю руководящую должность в государственной организации и в соответствии с новым Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» являюсь государственным должностным лицом. Могу ли я, как должностное лицо, получать подарки (сувениры) при проведении официальных мероприятий? Какова судьба подарков, полученных с нарушениями установленного порядка? |
Официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Раздел «Вопрос-ответ» подраздел «Разъяснения по вопросам применения антикоррупционного законодательства» |
Я работаю в государственной организации и являюсь государственным должностным лицом. Вправе ли я в соответствии с новым Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» выступить в качестве учредителя коммерческой организации, а также работать на условиях внешнего совместительства? |
Официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Раздел «Вопрос-ответ» подраздел «Разъяснения по вопросам применения антикоррупционного законодательства» |
Вправе ли государственные служащие выполнять иную оплачиваемую работу в форме участия в проведении обучающих курсов, предназначенных для взрослых слушателей? Имеет ли значение в этой связи правовой статус организации, которая проводит такие курсы? |
Официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Раздел «Вопрос-ответ» подраздел «Разъяснения по вопросам применения антикоррупционного законодательства» |
Абзац второй статьи 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» запрещает государственному должностному лицу заниматься предпринимательской деятельностью. Вместе с тем в практике надзорной деятельности возникают ситуации, когда гражданин, будучи назначенным на должность государственного должностного лица, фактически не занимается предпринимательской деятельностью, но и не предпринимает никаких мер к прекращению деятельности индивидуального предпринимателя и исключению из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР)? |
Официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Раздел «Вопрос-ответ» подраздел «Разъяснения по вопросам применения антикоррупционного законодательства» |
3. Декларации о доходах и имуществе
Содержание вопроса | Источник публикации ответа на вопрос |
В ходе проверки республиканского унитарного предприятия представитель государственного контролирующего органа указал, что в нарушение требований законодательства на предприятии не истребованы декларации о доходах и имуществе у заместителей директора и руководителей структурных подразделений, а также совершеннолетних членов их семьи, совместно с ними проживающих и ведущих общее хозяйство. Является ли правомерным истребование деклараций о доходах и имуществе у вышеуказанных лиц? |
Справочная правовая система «КонсультантПлюс», 20 августа 2012 г. |
Какие лица обязаны декларировать доходы и имущество в связи с поступлением на работу (службу) в государственные и иные организации и работой в таких организациях? Какие лица обязаны передать в доверительное управление под гарантию государства находящиеся в их собственности доли участия (акции, права) в уставных фондах коммерческих организаций? |
Официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Раздел «Вопрос-ответ» подраздел «Разъяснения по вопросам применения антикоррупционного законодательства» |
4. Совместная работа супругов, близких родственников и свойственников
Содержание вопроса | Источник публикации ответа на вопрос |
Вправе ли заведующий кадровым сектором в городской поликлинике принять на работу инспектором по кадрам своего супруга, имеющего высшее юридическое образование? Не будет ли это противоречить Закону Республики Беларусь от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией»? |
Справочная правовая система «КонсультантПлюс», 9 сентября 2015 г. |
Какие ограничения установлены по совместной работе (службе) супругов, близких родственников и свойственников в государственных органах и иных государственных организациях? |
Официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Раздел «Вопрос-ответ» подраздел «Разъяснения по вопросам применения антикоррупционного законодательства» |
Может ли работник республиканского унитарного предприятия работать совместно с находящейся у него в подчинении матерью своего ребенка, которая не является его супругой? |
Официальный сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Раздел «Вопрос-ответ» подраздел «Разъяснения по вопросам применения антикоррупционного законодательства» |
5. Комиссия по противодействию коррупции
Содержание вопроса | Источник публикации ответа на вопрос |
На коммунальном унитарном предприятии, подчиненном местной администрации района в городе, создается комиссия по противодействию коррупции. Обязательно ли членство в данной комиссии для юрисконсульта данного предприятия? |
Справочная правовая система «КонсультантПлюс», 1 июля 2015 г. |
В коммунальном унитарном предприятии, подчиненном администрации района в городе, создается комиссия по противодействию коррупции и разрабатывается положение о данной комиссии. Возможно ли в данном положении возложить обязанность по ознакомлению с протоколом заседания комиссии ее членов и заинтересованных лиц не на секретаря комиссии? |
Справочная правовая система «КонсультантПлюс», 4 августа 2015 г. |